, 24 Июня
$ 63,2396
€ 73,7247
Предложения банков
Новости
Подробно


«Ты сколько угодно можешь гонять, но если об этом не напишут, это останется только твоим личным увлечением»

13.02.2018, 09:23

«В команде «КАМАЗ-мастер» полувоенная дисциплина. Мне нравится это состояние постоянной боевой готовности», – говорит пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин, вернувшийся в Челны вместе с триумфаторами «Дакара». Известный медиаменеджер, пришедший несколько лет назад в команду с должности редактора челнинской газеты, рассказал журналу Shopping Guide «Я Покупаю. Набережные Челны», как добывались золото Эдуарда Николаева и бронза Айрата Мардеева. Автор «Путевых заметок» раскрыл детали гонки, которые обычно остаются за кадром соревнований: работа с телевещателями, бессонные ночи, перелеты на военных самолетах без сидений и многое другое. О высоком спросе зарубежных СМИ на информацию о «КАМАЗ-мастер», возросших в десятки раз просмотрах на Youtube, о влиянии команды на характер и самом большом страхе во время «Дакара» – в интервью Эрика Хайруллина.

«МАКСИМАЛЬНЫЙ ПРОСМОТР ОДНОГО ИЗ СЮЖЕТОВ – ПОЛМИЛЛИОНА. ПО СРАВНЕНИЮ С ПРОШЛЫМ ГОДОМ – ЭТО БОЛЬШЕ В ДЕСЯТКИ РАЗ»

«Дакар» этого года – один из самых сложных и тяжелых по сравнению с другими. Он напомнил по характеру сложнейшие трассы, которые до 2008 года организовывали в Африке. Это доказывает тот факт, что к финишу пришла примерно половина участников: остальные сошли с трассы по разным причинам. С чем связан такой подход организаторов к этим гонкам, на ваш взгляд?

– Организаторы всегда хотят сделать юбилейный «Дакар» чем-то запоминающимся. Тем более, что за несколько лет накопилось много упреков в том, что «Дакар» стал рафинированным: для него зачастую стали характерны ровные быстрые дороги, не свойственные для экстремальных ралли-марафонов. А все-таки в традиционном понимании ралли – это движение по бездорожью, трудные препятствия, сложности в поиске пути, а не быстрая езда по прямикам, как это было, например, в последние два-три года в Аргентине. В этот раз «Дакар» был действительно сложный. Спортивный директор Марк Кама подошел к разработке маршрута более творчески.

Как думаете, в будущем «Дакар» сохранит такой сложный характер?

– По слухам, Перу останется в списке стран, через которые будет проложен маршрут ралли, а это автоматически означает, что гонщиков ждут сложные песчаные участки. Есть разговоры, что путь будет продолжен в Эквадор, но это неточно. Скорее всего, останется Боливия, а это сложная и по-своему интересная страна: это высокогорье боливийского Альтиплано, и еще здесь часто не везет с погодой. Организаторы в этом году сами себе задали высокую планку по качеству маршрута и, видимо, будут ее поддерживать.

«Ты сколько угодно можешь гонять, но если об этом не напишут, это останется только твоим личным увлечением»

Можно представить, что такое ралли для гонщика: это долгий путь, преодоление препятствий, азарт. А что такое «Дакар» для вас?

– Для меня это задача организации мощного информационного поля вокруг выступления команды «КАМАЗ-мастер» в первую очередь в России, а также за границей. У зарубежных СМИ есть устойчивый спрос на информацию о российской команде. В круг моих обязанностей входит большой объем работы по получению и дистрибуции лицензионных телевизионных прав в России. В ходе гонки мы вели плотную работу с телевизионным подразделением организаторов: мы должны были сделать заказ на определенную съемку, оперативно передать видео и информацию российским телеканалам. Я уже не говорю о пресс-релизах, которые необходимо выдавать каждый день.

Вы уделяли большое внимание и Интернет-площадкам?

– Да, постоянно выкладывали новости в социальные сети. В этом году резко возросла наша аудитория в Youtube. Уже через семь-восемь часов после размещения ежедневного ролика «Путевые заметки» в нашем аккаунте количество просмотров насчитывало около ста тысяч. Максимальный просмотр одного из сюжетов – полмиллиона. По сравнению с прошлым годом – это больше в десятки раз. В этом году мы сфокусировались на повышении качества роликов и постарались сделать видеоряд более разнообразным.

«В ОГРОМНЫЙ САРАЙ ВНУТРИ САМОЛЕТА – СИДЕНИЙ В НЕМ НЕТ – СКИДЫВАЕШЬ ВЕЩИ В КУЧУ, САДИШЬСЯ В ДЕСАНТНУЮ СЕТКУ И ЛЕТИШЬ»

С чего начиналось ваше утро на «Дакаре»?

– Иногда оно начиналось с вечера: бывали дни, когда мы просто не ложились спать (смеется). А вообще, утро начинается с побудки. Надо быстро собраться, чтобы никого не задерживать, собрать свою палатку, уложить в машину, успеть сходить на завтрак в столовую, которую предоставляют организаторы. И думать, как добраться до следующего бивуака.

«Ты сколько угодно можешь гонять, но если об этом не напишут, это останется только твоим личным увлечением»

А на чем ездили обычно?

– Прессе, которая сопровождает гонку, организаторы предоставляют транспорт. Чаще всего это был автобус, который уходил в полночь. Но поскольку грузовики финишировали поздно, и у нас оставалось мало времени, чтобы отработать гоночный день, мы часто не успевали сесть в этот автобус. Поэтому работали всю ночь, а утром перемещались на следующий бивуак с транспортом команды. В этот раз часто передвигались на техничке нашей команды. Иногда летели до места назначения на самолете организаторов. Обычно это был военно-транспортный «Геркулес»: в огромный сарай внутри самолета – сидений в нем нет – скидываешь вещи в кучу, садишься в десантную сетку и летишь.

Чаще всего в сводках новостей говорят об экипажах. А сколько всего человек едет с командой?

– Человек 45. В первую очередь, это сами члены экипажей и механики, обслуживающие грузовики. Также есть специалисты узкого профиля: кто-то сосредоточен на подвеске, кто-то – на моторах, кто-то – на электронных системах. Едет и менеджерский состав, который занимается логистикой, организует ремонты и жизнедеятельность бивуака, обеспечивает водой и так далее. Есть переводчик, массажист, пресс-служба… Обычно есть еще и повар, но в этом году решили обойтись без него – питались в столовой организаторов.

Гонки – это только напряженная работа и постоянный недосып, или бывали и веселые моменты?

– Конечно, были. Что вспоминается в первую очередь… В день отдыха в Ла-Пасе, в так называемый День механика, мы сделали такой позитивный видеосюжет, в ходе которого каждый участник команды в полушутливой форме отвечал на вопрос: «Что для тебя значит команда «КАМАЗ-мастер»?» Было весело. Несмотря на тяжелый график, усталость, все улыбались, шутили. Думаю, тон задавал руководитель команды Владимир Чагин. Несмотря на напряженную ситуацию в генеральной классификации, с его стороны не было жесткого давления и прессинга. Правильный психологичесий фон и настрой много значат. Чагин опытный руководитель, сам семь раз побеждал в «Дакаре». Была атмосфера сотрудничества для достижения общей цели.

«Ты сколько угодно можешь гонять, но если об этом не напишут, это останется только твоим личным увлечением»

А в какой момент вы испытали самый большой страх, может, даже ужас?

– К счастью, ничего совсем ужасного не произошло. Но один момент был. Когда проходил пятый этап, пришла депеша с трассы – в кои-то веки заработала у французов оперативная система оповещения – что машина Эдуарда Николаева лежит на боку. В таком марафоне – это крах всех надежд. В лучшем случае догонят свои товарищи, вытащат, но это фатальная потеря времени. Но продлилось это состояние недолго: буквально через минут 17 пришло другое сообщение, что он на колесах. За нашим экипажем ехал чех Мартин Коломы, он за считанные минуты поставил грузовик Николаева на колеса. И такой забавный момент: именно в этот день Эдуард выиграл этап. Такой вот эпизод был.

«В ЭТОТ РАЗ МЕНЯ ПОРАЗИЛА БОЛИВИЯ: ПУБЛИКА НАС ВСТРЕТИЛА ОЧЕНЬ ГОРЯЧО. КОГДА ЗАЕЗЖАЛИ В ЛА-ПАС, ОТ ОКРАИН И ДО БАЗЫ СТОЯЛИ ЖИВЫЕ КОРИДОРЫ»

Успели ли познакомиться со странами, через которые пролегал маршрут?

– Возможностей, а главное времени на это, конечно, было мало. Невозможно удалиться от трассы более чем на десять километров без ущерба для работы. Но мы стараемся совмещать спортивные репортажи с историческими рассказами о стране, в которой находимся. Например, в Боливии удалось сделать репортаж с заброшенных серебряных рудников, из которых этот металл поставлялся во всю Европу. Это история, это интересно. Пока находишься на маршруте, успеваешь проникнуться культурой стран, познакомиться с архитектурой хоть в какой-то степени.

А как относятся к гонкам местные жители?

– На разных континентах, в разных странах по-разному. В зависимости от менталитета. В целом все относятся к спортсменам хорошо, восхищаются, уважают. В этот раз меня поразила Боливия: публика нас встретила очень горячо. Когда мы заезжали в Ла-Пас, от окраин и до базы стояли живые коридоры. Мы привыкли, что латиноамериканцы открытые и приветливые, но в Ла-Пасе был просто бешеный по энергетике и эмоциям прием.

«Ты сколько угодно можешь гонять, но если об этом не напишут, это останется только твоим личным увлечением»

Есть у команды какая-то традиция отмечать победу на финише?

– Есть традиция общего ужина после подиума. Она соблюдается из года в год. За столом собирается вся команда, все 50 человек, приезжают болельщики из России. Некоторые – каждый год.

«НРАВИТСЯ ЭТО СОСТОЯНИЕ ПОСТОЯННОЙ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ»

Сейчас у вас жаркая пора: встречи, интервью… Когда будете отдыхать и будете ли вообще?

– Да, мы плотно отрабатываем «Дакар» еще неделю после финиша. А после дадим себе три-четыре дня полного отдыха. Схожу с женой и детьми в кинотеатр, покатаемся на лыжах.

Что вам самому больше всего нравится в своей работе?

– То, что нужно быть постоянно в тонусе. Это касается как физической формы, так и умственной деятельности: надо постоянно следить за новинками в своей профессии, быть в курсе событий. Нравится это состояние постоянной боевой готовности. К тому же, это возможность видеть мир. Путешествия – это всегда открытие чего-то нового, в нашем случае через спорт, через интересных людей.

«Ты сколько угодно можешь гонять, но если об этом не напишут, это останется только твоим личным увлечением»

Если бы о «Дакаре» снимали художественный фильм, в роли кого вы хотели бы в нем сняться?

– Да в своей (улыбается)! Функция СМИ очень важна в спорте. Ты сколько угодно можешь гоняться и соревноваться, но если об этом не напишут и не расскажут, это останется только твоим личным увлечением. Сегодня спорт – это огромная масса поклонников, которым нужно рассказывать, это спонсоры, о которых нужно рассказывать. Все очень взаимосвязано.

Какие качества воспитал в вас «КАМАЗ-мастер»?

– Наверное, в первую очередь дисциплинированность. В команде «КАМАЗ-мастер» полувоенная дисциплина, и это оправданно. На гонке часто нет времени объяснять, почему вот это действие нужно сделать, надо просто быстро делать. Появились терпение, непритязательность, даже аскетизм в некоторой степени. Элементарно, например, когда собираешься в дорогу, не до излишеств: твой багаж должен поместиться в ту ячейку в КАМАЗе, которая тебе отведена. Еще один важный навык – во время гонки приходиться решать разные задачи и нужно находить подход к любому человеку, независимо от его национальности и языка.

Для команды «КАМАЗ-мастер» ралли этого года на редкость богато на юбилейные даты: юбилейный сороковой «Дакар», юбилейная 15-я победа, 30-летний юбилей у команды. Что пожелаете «КАМАЗ-мастер»?

– Оставаться таким же локомотивом технической мысли для отечественного грузового автомобилестроения, для автомобильного спорта, для КАМАЗа. Все-таки, на мой взгляд, прогресс и интересные технические решения идут отсюда, из автоспорта. И я считаю, что «КАМАЗ-мастер» занимает особое место в российском автоспорте: это структура, на которую можно равняться. 30 лет назад была заложена красивая история, красивая традиция, которая имеет право продолжаться еще долго.

«Ты сколько угодно можешь гонять, но если об этом не напишут, это останется только твоим личным увлечением»

Shopping Guide «Я Покупаю. Набережные Челны»