, 20 Февраля
$ 58,1179
€ 67,6434
Предложения банков
Новости
Подробно


«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

21.01.2018, 20:03

«Тот темп, который задали пилоты Николаев и Виллагра, ни один грузовик, ни одна машина на планете не смогла бы выдержать», – комментирует итоги юбилейного «Дакара» Владимир Чагин, руководитель команды «КАМАЗ-мастер», которая сама отмечает в этом году юбилей. Золотого и бронзового бедуинов привезут в Набережные Челны уже 15-кратные победители. Эти золото и бронза дались команде крайне сложно – аварии, поломки и даже пожар… Лишь на 13-м из 14 этапов ралли, когда сошел с гонки главный соперник россиян Федерико Виллагра, болельщики смогли выдохнуть, ведь борьба между ним и Эдуардом Николаевым накалилась настолько, что накануне их разделяла всего одна секунда. В ожидании возвращения победителей на родину Chelny-biz.ru вспоминает самые сложные испытания, которые преодолевали гонщики.

«ВОПРОС БЫЛ ТОЛЬКО В ТОМ, КТО ПЕРВЫЙ СЛОМАЕТСЯ – МАШИНА ИЛИ ЧЕЛОВЕК, IVECO ИЛИ КАМАЗ, НИКОЛАЕВ ИЛИ ВИЛЛАГРА?»

Последний этап «Дакара-2018», стартовавшего 6 января в столице Перу Лиме и финишировавшего в аргентинской Кордобе 20 января, челнинская команда «КАМАЗ-мастер» ехала как никогда аккуратно, чтобы сохранить победный результат по итогам 13 предыдущих этапов. Николаев финишировал четвертым, его на четыре минуты опередил Сотников. Мардеев показал на последнем спецучастке шестой результат. Николаев и так опережал ближайшего соперника в генеральной классификации почти на четыре часа, а Мардеев закрепился на третьей строчке с шестичасовым преимуществом. Но этот «Дакар» показал, что случиться действительно может что угодно…

13-й этап стал победным для россиян и несчастливым для аргентинца Федерико Виллагры, который отставал от лидера всего на секунду и запросто мог забрать золотого бедуина. Развязка наступила на спецучастке Сан Хуан – Кордоба, когда из-за поломки коробки передач он сошел с дистанции.

В итоге в генеральной классификации экипаж №500 – пилот Эдуард Николаев, штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков - первый с преимуществом в почти четыре часа перед ближайшим преследователем Сергеем Вязовичем на МАЗе. Экипаж №507 – пилот Айрат Мардеев, штурман Айдар Беляев, механик Дмитрий Свистунов – третий, он уступает Вязовичу пять часов. Дмитрий Сотников, штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильнур Мустафин завершили этот «Дакар» с десятым результатом.

– Переполняет радость! – прокомментировал руководитель команды Владимир Чагин, встречая спортсменов на финише. – Я такой счастливый, как в песне у Лепса: «Самый лучший день заходил вчера…». И действительно вчера, потому что вчера решилась судьба гонки в категории грузовиков, судьба первого места. Одна секунда! Такого не было вообще в истории! И такое было напряжение. Тот темп, который задали экипажи, который задали пилоты – Николаев и Виллагра, ни один грузовик, ни одна машина на планете не смогла бы выдержать. Вопрос был только в том, кто первый встанет, кто первый сломается – машина или человек, IVECO или КАМАЗ, Николаев или Виллагра? Я рад, что мы первые сегодня! Я очень счастлив! Счастлив за всю команду, за наш завод, за Татарстан и за нашу страну.

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

Чагин подчеркнул, что «Дакар» открывает спортивный год на планете, и пожелал, чтобы «победный импульс» передался российским спортсменам на Олимпиаде.

– Все видели, насколько сложный был «Дакар». Юбилейное издание, и задача была перед организаторами, чтобы он всем запомнился. И «Дакар» получился в тех традициях, как в 80–90-е годы. И рад, что мы смогли выдержать это испытание на надежность техники и выносливость людей. Наши ребята и наши машины показали, на что способен наш спорт и автопром, – отметил он.

«ОРГАНИЗАТОРЫ НАКОНЕЦ-ТО НАШЛИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ ТРАССУ, КОТОРАЯ СООТВЕТСТВУЕТ НАЗВАНИЮ «ДАКАР»

Повышенная сложность трассы стала отличительной особенностью нынешнего «Дакара».

Организаторы, наконец-то, нашли в Латинской Америке трассу, которая соответствует названию «Дакар», который мы видели в Африке, – прокомментировал журналистам основатель команды Семен Якубов. – Видимо, спортсмены немного расслабились за последние годы с не совсем сложными трассами. Марк Кома (спортивный директор «Дакара» – ред.) нашел трассу, которая была неожиданностью для всех.

Как отметил пресс-атташе команды Эрик Хайруллин, ежедневно снимавший «Путевые заметки», организаторы гонки сделали все, чтобы юбилейный «Дакар» надолго запомнился участникам сложностями маршрута: перуанские дюны, боливийское высокогорье и аргентинское бездорожье – трасса длиной более восьми тысяч километров. Процент схода участников во всех категориях был необычайно высоким.

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

Проблемы начались в первые же дни. И кстати, с первых же этапов экипаж Эдуарда Николаева выбился в лидеры.

На втором спецучастке в дюнах «лег на бок» грузовик Айрата Мардеева, его вытаскивал экипаж Антона Шибалова, который выполнял на этой гонке функции быстрой технички.

– Доехали до этой злосчастной воронки, очень глубокой. Много джипов, грузовиков, мотоциклистов в ней застряло. Вертолеты кружили. Чего в ней только не было. По обычной траектории проехать ее невозможно. Очень рыхлый песок. Джипы все распахали. Нашли неплохую траекторию, поднялись, но на вершине был застрявший джип, начали уходить от него правее и уже по косогору хотели перевалить дюну. Но в надутом пухляке машина завалилась на бок, – рассказал Мардеев.

Проблемы возникли и у других команд. На старт третьего скоростного спецучастка вышло только 30 спортивных грузовиков из 42 стартовавших в Лиме. Тогда еще два грузовика опрокинулись в дюнах. Такого количества аварий всего-то за первые два полноценных этапа гонки давно уже не было, отмечал Хайруллин.

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

– Непредсказуемость и сложности там, где их не ждешь – в этом и суть «Дакара». Все эти факторы кратно увеличились из-за того, что с первых же спецучастков участников ждали тяжелые пески. Но это честный экзамен, – комментировал Чагин происходящее на спецучастках.

По итогам трех этапов главных соперников этой гонки Николаева и Виллагру в генеральном зачете разделяло всего девять минут.

«СЕГОДНЯ НЕ ВЫИГРАЕШЬ… НЕ СКАЖУ, ЧТО УДАЛОСЬ КАКИЕ-ТО ПОЗИЦИИ ПОПРАВИТЬ, НО ГЛАВНОЕ МЫ ИХ НЕ ПОТЕРЯЛИ»

На четвертом этапе Мардееву снова не повезло. Грузовик сначала застрял, а потом вышел из строя генератор. Вытаскивал его Шибалов, который после еще и ставил на колеса завалившийся на бок грузовик Дмитрия Сотникова, который до этого потерял время из-за двух порезанных в узком горном ущелье колес.

– Вообще надо отметить, что экипаж Антона Шибалова справляется со своим функционалом автомобиля быстрой технической помощи на твердую пятерку. До момента злоключений на 227-м километре он шел в темпе первой пятерки сегодняшних лидеров, и все последующие потери времени были связаны только с оказанием помощи сокомандникам. Антон Шибалов за последние два дня всегда оказывался в нужное время в нужном месте, – сообщал с места Хайруллин.

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

Небольшая неприятность в начале пятого этапа – автомобиль завалился на бок в дюнах – не помешала Николаеву снова лидировать и даже увеличить отрыв от Виллагры до 58 минут.

На шестом этапе сюрпризы преподнесла погода, ни один экипаж «КАМАЗ-мастер» не оказался в тройке лучших, хотя отрыв в первой десятке был минимальным.

– Резко изменилась погода. Когда поднялись на высоту больше 4,5 километров, мы словно попали в русскую зиму. Посыпал снег, град. Участников ждали скользкие извилистые дороги и, конечно, поэтому очень опасные, так как справа и слева были обрывы, каньоны. Сегодня важно было продержаться и адаптироваться к изменившимся условиям, не потерять позиции, – комментировал результаты Владимир Чагин. – Сегодня не выиграешь – вы видели, как кучно приехали в таблице результатов участники. Все ждали дня отдыха, правда он нас встретил холодной погодой. Но главное – день прошел для нас хорошо. Не скажу, что удалось какие-то позиции поправить, но главное мы их не потеряли.

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

После дня отдыха спортсменам предстояло два марафонских спецучастка без помощи команд ассистанс. Они стали настоящим испытанием для камазовцев. На автомобиле Дмитрия Сотникова вышел из строя турбокомпрессор, на его замене экипаж потерял почти полтора часа. Около 16 минут ушло у экипажа Айрата Мардеева на замену взорвавшегося на ходу колеса. Второе колесо взорвалось уже на лиазоне.

– Непростой спецучасток, большие температуры, много торможений, – объяснил пилот.

Тем временем из-за сильных дождей на бивуаке в Туписе экипажам ассистанс пришлось ночевать на обочине дороги, в своих автомобилях. Мост по дороге в Сальту был размыт, и в итоге девятый этап организаторам пришлось отменить. Чагин назвал это решение единственно верным.

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

«БЫЛА ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНАЯ ПОЛОМКА, И В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ Я УЖЕ ДУМАЛ, ЧТО «ДАКАР» ДЛЯ НАШЕГО ЭКИПАЖА ЗАКОНЧИЛСЯ»

10-й этап стал для команды, можно сказать, роковым. За четыре этапа до финиша лидерство Эдуарда Николавева пошатнулось, Федерико Виллагра сократил отставание до 24 минут.

Грузовик Николаева встал практически сразу после старта – поломка редуктора переднего моста плюс пробитие двух колес на первой половине маршрута и потеря времени на выход из русла высохшей реки во второй части этапа обошлись лидеру гонки в те самые 20 минут потерянного времени. Грузовик Айрата Мардеева пробил переднее левое колесо. Вдобавок – два генератора вышли из строя друг за другом. Экипажу пришлось отключить фары и вентиляторы внутри кабины в самую жару. Жуткое испытание, по словам Чагина.

Грузовик Шибалова загорелся, что стало причиной схода экипажа с гонки на следующем, 11-м этапе.

– Мы ехали в русле высохшей реки, когда почувствовали запах солярки. Но место для остановки было настолько неудобное, что здесь можно было увязнуть, поэтому протянули еще немного, чтобы встать на жестком месте. Выскочив из машины уже увидели, что из воздухозаборников полыхнуло пламя. «КАМАЗ» был как огнедышащий дракон.

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

Экипаж взялся за огнетушители. Свои огнетушители им подкинул экипаж Вязовича, проезжавший мимо.

– «Дакаров» легких не бывает. Еще раз в этом убеждаюсь. Я думал тот переворот на бок на пятом этапе станет главным испытанием. Но на самом деле нет. У нас сегодня была очень серьезная поломка переднего редуктора, и в какой-то момент я уже думал, что «Дакар» для нашего экипажа закончился, – признался Николаев.

Оставшиеся этапы вся команда работала на его победу. Машины Мардеева и Сотникова становились донорами, отдавая свои детали на восстановление поломок на грузовике Николаева.

На 11-м этапе расклад у него стал только хуже. Сначала – прокол колеса на грузовике, потом в каменистом русле, обозначенном организаторами как триал, здоровенный валун погнул карданный вал. Подоспел экипаж Айрата Мардеева, и карданный вал был снят с его машины и переставлен на грузовик Николаева. Время потеряно, и Федерико Виллагра переместился в генеральной классификации на первое место с преимуществом в одну минуту.

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

На 12-м этапе Николаев наверстывает упущенное и выходит в лидеры зачета, но всего в одной секунде от него – Виллагра. При этом на спецучастке у пилота «КАМАЗ-мастер» сломалась пневмосистема. Выручил Дмитрий Сотников, взяли деталь с его машины.

13-й этап стал решающим. Информация о проблемах Федерико Виллагры пришла практически сразу после старта. На 79-м километре трассы аргентинец встал из-за проблем с коробкой передач. В то же время на машине Николаева вышло из строя сцепление.

– Очень тяжелый доп. В первой части маршрута у нас под финиш вышло из строя сцепление. И переключались передачи только с помощью перегазовки. А вторая часть была извилистой и требовала множества переключений. Это было нечто! 14 часов практически в автомобиле провели, приехали очень поздно. Мы сегодня выжали все что можно и из экипажа, и из автомобиля, – комментировал уставший Николаев.

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

«ЗАСЛУЖЕННАЯ, ТЯЖЕЛАЯ, НО ОЧЕНЬ ДОРОГАЯ ПОБЕДА. РАД ЗА РЕБЯТ И ЗА ЧАГИНА, ЭТА ПОБЕДА БЫЛА НУЖНА КАК НИКОГДА»

Для камазовцев победить в этом году было делом чести. Дело в том, что к «КАМАЗу» сейчас приковано особое внимание в свете предстоящих выборов главы государства. Гендиректор предприятия Сергей Когогин, как ранее писал Chelny-biz.ru, стал одним из сопредседателей предвыборного штаба Владимира Путина, а руководитель команды Владимир Чагин вошел в число доверенных лиц Путина.

К тому же, в этом году челнинская команда должна был доказать свое чемпионство. Как вернуться домой без золотого бедуина в юбилейный?

– В этом году гонка была не в пример жесткая и с точки зрения трассы, и с точки зрения конкуренции. Честно говоря, не припомню такого напряжения, – признался журналистам основатель команды Семен Якубов, – поэтому победа ценна вдвойне. Тем более, в этом году не только 40 лет «Дакару», но и 30 лет «КАМАЗ-мастер», да и победа 15-я в истории команды нашей, то есть сплошные юбилеи. Заслуженная, тяжелая, но очень дорогая победа. Рад за ребят и за Чагина, эта победа была нужна как никогда.

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

Добавим также, что команда тестировала на «Дакаре-2018» новый двигатель, от которого зависит дальнейшее участие камазовцев в ралли. За рулем нового автомобиля выступал Сотников. Напомним, что сразу после «Дакара-2017» началась работа по модификации спортивных машин. Одной из главных новинок стал автомобиль, с рядным шестицилиндровым двигателем объемом 13 литров, протестированный на «Шелковом пути» в 2017 году. Это был первый опыт, когда такой двигатель был установлен на бескапотную машину. Он потребовался, чтобы соответствовать дакаровскому регламенту, который затронет машины «КАМАЗ-мастер» уже с января 2019 года. Такая же рядная «шестерка» установлена и на капотном гоночном грузовике, но выставлять на гонку сразу два автомобиля с новыми моторами руководство команды посчитало слишком рискованным.

На шестом высокогорном этапе «Дакара-2018» Владимир Чагин рассказал, как ведет себя новый движок.

– Начались серьезные высоты. Не только для автомобилей это сложно, но и для людей. Ощущается нехватка кислорода. Спортсменам тяжело дышать. Но и, конечно же, двигатели. Подготовка двигателей к высокогорью имеет очень большое значение. Особенно на боливийских участках. И радует, конечно, что наш новый рядный шестицилиндровый двигатель на автомобиле Дмитрия Сотникова хорошо себя показывает. Мы надеемся, что и в дальнейшие дни мотор будет себя также стабильно вести.

О планах на новый «Дакар-2019» мы, вероятно, услышим, когда команда вернется домой.

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

«Мы выжали все, что можно, из экипажа и автомобиля»

Анна Перебаскина